Редактор-ПЛИ!

Оружие легче воздуха, ч.3 

Оружие легче воздуха ч.2

Дирижабли вступают в бой

Первая мировая война стала невиданным до того времени военным конфликтом, уникальным не только по количеству вовлеченных в него масс вооруженных людей и военной техники, но и по способам их использования. По мнению философов и ученых, подводивших итоги этой гигантской бойни, эта война навсегда изменила человеческую цивилизацию. И немалую роль в этом сыграли дирижабли.

Планы и реальность

d86876e2f4850f499be53dc49957fff7.jpgХельмут Иоганн Людвиг фон Мольтке, начальник германского генерального штаба в начале первой мировой войны

В начале 20 века непримиримые противоречия между европейскими державами, прежде всего в экономике, достигли своего пика. Две группировки государств – Антанта (Британская и Российская империи и Франция) и Тройственный союз (Германская и Австро-Венгерская империи и Италия) активно вооружались в ожидании грядущей войны.
c330e0af1fa8be3b58bcccc1e28a5779.jpg(слева направо) конструктор дирижаблей и директор завода по производству «цеппелинов» Хуго Эккенер (Hugo Eckener), граф Фердинанд фон Цеппелин, командир воздушного дивизиона ВМФ Германии Петер Штрассер (Peter Strasser)

В 1912 году начальник германского генерального штаба Гельмут фон Мольтке писал: «Сегодня мы владеем цеппелинами, которые являются самым современным оружием […], мы должны в срочном порядке разработать стратегию и тактику применения воздушных кораблей, которые должны своей мощью в самом начале войны сломить физическое и моральное сопротивление любого противника».

И действительно, по общему объему своих дирижаблей, как военных, так и гражданских (которые можно легко было переделать в боевые воздушные суда) Германия находилась впереди всех других государств.

Несовершенство авиации того времени, из-за недостатков технологического развития и отсутствия научного подхода проектирования, вызывало скептицизм у военных в отношение этого вида техники. В сравнении с самолетами того времени дирижабли были более безопасны, а по таким характеристикам как грузоподъемность и продолжительность полета и вовсе недосягаемы для «летающих этажерок».

Воздухоплавательные части в германской армии тогда имелись в сухопутных войсках и на флоте. Германские военные предполагали использовать цеппелины для тактических задач – разведки боевой обстановки и бомбардировки вражеских позиций. Начавшиеся военные действия внесли существенные коррективы в эти планы.

За первый месяц начавшихся военных действий воздушный дивизион сухопутных частей германской армии потерял сразу три дирижабля Z.VI, Z.VII и Z.VIII, выполнявших бомбардировки крепостей и разведывательные полеты над Бельгией и Францией. Германским военным понадобилось не так много времени, чтобы убедиться в том, что воздушные корабли не годятся для действий в светлое время суток.

8d21017ff08d7113ef93f22948286b29.jpg«цеппелин» серии «k», к которой относились воздушные корабли под армейскими обозначениями Z.VII и Z.VIII

Более успешны были действия морских воздухоплавателей. Разведывательные полеты для нужд флота, по признанию противника – британских флотоводцев, делали один «цеппелин» равным пяти-шести крейсерам. Впрочем, даже это не давало возможности германским военно-морским силам хоть как-то сравняться по своей мощи с флотом британским.

7ea74db676a6e7c3d8852dd645cd8621.jpgгерманский аэростат наблюдения

Командир морского воздухоплавательного дивизиона Петер Штрассер предложил коренным образом изменить способ использования дирижаблей. По его мнению, воздушные корабли стоило использовать в ночное время суток и исключительно для бомбардировки крупных городов, таких как Париж и Лондон, и стратегических объектов. Как считал Штрассер, действия дирижаблей должны в первую очередь создавать панику среди мирного населения и подрывать боевой дух противника, заставляя его к тому же отвлекать в тыл с фронта силы и необходимые средства для организации противовоздушной обороны.

0172727d245cfd73bad39bc44c2aa823.jpgв воздух поднимается германский аэростат наблюдения Ae 800

Военное командование не сразу поддержало идею Штрассера – кайзер Вильгельм некоторое время сомневался, стоит ли применять «цеппелины» для бомбардировки мирного населения, как это воспримет международная общественность? Тогда германское руководство ещё волновали такие вопросы. К тому же Вильгельм II состоял в кровной связи с британской королевской семьей и бомбить родственников опасался. Впоследствии командиры немецких воздушных кораблей получили прямой приказ: во время налетов на Великобританию не наносить воздушных ударов по королевским дворцам и поместьям.

Все сомнения кайзера развеялись после того как авиация Антанты начала атаковать немецкие военные сооружения и города.

Начало стратегических бомбардировок

48194f54d2a8f135a5657cef79a2b1af.jpgгерманский дирижабль типа «парсифаль» расстрелян неприятельским самолетом

19 января 1915 года немецкие дирижабли военно-морского командования L-3 и L-4 совершили налет на британский город Ярмут. Отправившийся вместе с ними дирижабль L-6 по техническим причинам вернулся с полпути. Немецкие воздушные суда сбросили на город 12 пятидесятикилограммовых фугасных и 18 зажигательных бомб. В результате налета погибли четверо человек, было ранено шестнадцать. Ущерб, по оценке английской стороны, составил 100 тыс. фунтов стерлингов.

8cb28c50494179da591655583b0275c5.jpgпоследствия налёта немецких дирижаблей на английский город Ярмут, кадр из военной кинохроники того времени

604fec57e09f619c4d285dcfee6c0838.jpg воронка от бомбы, сброшенной с «цеппелина», предместье французского города Люксёй-ле-Бен
Хотя с военной точки зрения налет имел более чем скромный успех, его психологический эффект был огромен – прежде всего внутри самой Германии. Немецкие газеты писали, что отныне жители Британских островов на себе почувствуют всю тяжесть войны.

6febe9aef613ca882df6ed1f38537cb8.jpgгерманские солдаты соединили газовые баллоны через специальный вентиль и заполняют газом дирижабль (Западный фронт).

С того времени налеты немецких дирижаблей на Англию стали постоянными. Совершенствование технической части и выучка экипажей дирижаблей позволила немецким военным воздухоплавателям в скором времени достичь Лондона.

549ab590d4c4b0cfa44f1abaaae88f62.jpgсамолет выпустил ракеты по аэростату, но промахнулся. В правом нижнем углу фото видно, что пилот аэростата выпрыгнул с парашютом.

22d882e82ceac231e54b99bc8fe631db.jpgостов сгоревшего «цеппелина», сбитого над Англией

31 мая 1915 года армейский дирижабль LZ-38 сбросил 60 фугасных и 89 зажигательных бомб на улицы британской столицы. Налет вызвал разрушения и пожары. Были убиты и ранены 42 человека, преимущественно мирные жители. Как вспоминал командир этого воздушного корабля Эрих Линнарц: «Нас никто не ждал, и поэтому Лондон сиял огнями как рождественская елка. Ни один луч прожектора не поднялся нам навстречу, ни один выстрел не прозвучал до тех пор, пока мы не начали сбрасывать бомбы»

e88b2ca7eb916e1d0eb0db901f6eb8f8.jpg британский город Рамсгит после налета немецких дирижаблей, 1915 год

Ранее, в ночь с 20 на 21 марта 1915 года немецкие армейские дирижабли Z-X, LZ-35 и SL-2 сбросили полторы тонны бомб на Париж. Хотя никаких мер предосторожности на случай воздушного нападения столица Франция не предпринимала, первый налет цеппелинов с военной точки зрения оказался не очень удачным. На улицы города упали всего 6 зажигательных бомб, остальные «достались» предместьям. В результате этой бомбардировки было ранено 17 человек. На базу смог вернуться только LZ-35.

e9cf39871307d30920bc52574f1d7a4d.jpgгерманский наблюдатель посылает из корзины аэростата сигнал на землю при помощи ракетницы

a9759fc5fe79c2147d02b309c18d4f98.jpgследы бомбардировки «цеппелинов» на улицах Парижа

Тем не менее, во Франции этот налет наделал немало шума и вызвал настоящую панику в прессе.
На этом фоне достижения французских, английских и итальянских военных воздухоплавателей во время войны выглядели заметно скромнее. Самые крупные дирижабли французской постройки фирм «Лебоди», «Астра» и «Клеман-Байяр» имели только полужесткую и мягкую конструкции, а по своему объему были в два раза меньше германских. Британские и российские военные в основном копировали немецкие мягкие дирижабли. Некоторые новшества в конструкцию полужестких дирижаблей внесли итальянские конструкторы.

cc18a1040514df4faba6f5cbba11daae.jpgгерманский «цеппелин», потерпевший аварию в районе Bourbonne-les-Bains, северо-восток Франции.

Стратегических целей командирам воздушных кораблей стран Антанты не ставили. Радиус действия и технические возможности позволяли использовать дирижабли лишь в качестве тактического средства. Поэтому наиболее успешно эти воздухоплаватели действовали на море, обеспечивая разведку для флота, борясь с немецкими подводными лодками и минными заграждениями.

e5584a198a56b4e3186bee0c8f9c8d39.jpgзадний бортовой стрелок, «цеппелин» серии «o», номер L9 военно-морского командования

Налеты немецких «цеппелинов» и бомбёжки мирного населения стали одним из главных признаков мировой войны. В сознании людей укрепилось понимание того, что война неизбежно несёт с собой смерть мирного населения, женщин, стариков и детей.

291b9d2f201814ff16e9ce40b976ffdb.jpg «цеппелин» LZ74 серии «p», армейского воздушного командования. На передней верхней части обшивки видна пулемётная платформа, для оборонительного огня против самолётов противника.
Рост в ширину и в высоту

15ba3b2a78026048003d61a7769ce512.jpg«цеппелин» этой же серии, номер L15, военно-морского авиадивизиона.

Нельзя сказать, что дирижабли были безупречным видом военной техники.
В начале войны самые большие потери воздушных судов происходили по вине природы, из-за сильного ветра, несовершенства технической части и, конечно, неумелых действий экипажей. Однако ход военных действий заставил ускоренными темпами преодолевать все недостатки и «детские болезни». Таким образом немецкие конструкторы дирижаблей надолго определили главные направления развития этих видов воздушных судов во всем мире.

f2aef7cb65ea25df53eeeed234f0db55.jpgгерманский дирижабль мягкого типа «Парсифаль» PL18

4ee6a99deb89b9b7224c9cbf61439215.jpg«цеппелин» серии «g», серийный номер LZ13, c собственным именем Hansa («Ганза») армейского командования, над Варшавой.

В 1914 году германские военные воздухоплаватели имели на вооружении «цеппелины» серии «m/m2» с объёмом газовых полостей в 22,5 тыс куб м. Численность экипажа составляла полтора десятка человек. Такие воздушные суда могли поднимать полезную нагрузку весом в 9,2 тонны. Три двигателя мощностью 180 л.с. Maybach C-X придавали кораблю максимальную скорость в 87 км/ч. Этот «цеппелин» мог действовать в радиусе 2200 км от базы.

5a4491ba649cb8e52ab3e480d1f9b333.jpg цеппелин» серии «h», серийный номер LZ17 (модифицированный) c собственным именем Sachsen («Саксония») армейского командования

b60d3b0292612b142548b277033d3267.jpgгерманский «цеппелин» сопровождает флот

В 1915 было начато производство «цеппелинов» серии «p». Воздушные корабли этого типа имели объём уже в 31,9 тыс куб м и были способны поднимать полезный вес в 16,2 тонны. Четыре 210-сильных двигателя Майбах толкали корабль со скоростью 96 км/ч, давая возможность действовать на расстоянии уже в 4300 км от места базирования.

6583705b8d250f0c27d73881dc423626.jpgэллинг для «цеппелинов», на вращающемся основании

Уже в 1916 году была разработаны и запущены в производство воздушные корабли, получившие прозвище «Супер-цеппелины». Характеристики серии «r» говорят сами за себя. Их объём составлял 55,5 тыс. куб м. Вес полезной нагрузки – 32,4 тонны. Шесть двигателей сообщали максимальную скорость в 103 км/ч. Радиус действия составлял 7400 км.

252cb130f25d7cbc2fe9b93437d37706.jpg авиационные ракеты Ле-Приера для стрельбы по аэростатам и дирижаблям

К концу войны немецкими конструкторами «цеппелинов» была разработана модель гигантского воздушного судна объемом в 100 тыс. куб м. Строительство таких дирижаблей стало возможным только после завершения военных действий.

71695718bf5abd6d67f7f71f675662b9.jpg британский плакат времён первой мировой войны. «Куда лучше быть к пулям лицом, нежели быть убитым бомбой в своем доме. Вступай в армию сейчас же и помоги предотвратить воздушные налёты. Боже, храни короля!»

33338a5937bc5daebafafa356578f0a6.jpgневзорвавшаяся 50-кг бомба, сброшенная с «цеппелина» во время налета на английский Ярмут

Чтобы облегчить процесс взлёта и посадки дирижаблей, немецкие инженеры внедрили у себя специальные причальные мачты. Упоминавшийся выше Петер Штрассер сконструировал особый эллинг, помещение для хранения дирижаблей. Этот ангар из стали, вмещал до четырех военных «цеппелинов». При этом эллинг имел поворотное основание – чтобы иметь возможность выводить воздушное судно в соответствии с направлением ветра.

c8785dafafa05e33fa9907b34c664bdc.jpgфранцузские и сербские солдаты вынимают бомбы из остатков немецкого «цеппелина», потерпевшего аварию под Салониками.

Серьезную проблему на начальном этапе войны представляла навигация дирижаблей. Сначала радионаведение было таким: с дирижабля посылался сигнал на базовую станцию, там его параметры обрабатывались и на воздушное судно отправляли координаты движения до цели. Этот метод был ненадежен, часто давал неточное целеуказание. К тому же, британская разведка могла отслеживать сигналы дирижаблей и базовых станций, поэтому силы ПВО были заранее готовы к отражению воздушной атаки.

923a54721465d6926e439c877bd61691.jpgбританские пулемётчики ведут зенитный огонь

Затем радионавигация претерпела существенные изменения. Вдоль побережья Германии были выстроены радиомаяки, которые подавали постоянный сигнал. Этот сигнал принимали на дирижабле, там лоцман производил необходимые расчеты и таким образом корректировал курс воздушного корабля.

31bd784fc0dac502a94f0bb37a7a51e0.jpg аэроплан «Фарман» с ракетами Ле-Приера

Совершенствовалось и вооружение дирижаблей. В самом начале военных действий при бомбардировке вражеских позиций на суше или подводных лодок экипаж воздушного судна сбрасывал бомбы за борт вручную, «на глазок». К концу войны все германские дирижабли были оснащены специальными бомбовыми прицелами фирмы «Цейсс», довольно сложной конструкции, но эффективные и достаточно надежные.

dcc3815b84adab4ff0c71e298f35b20f.jpg французская стационарная артиллерийская зенитная установка

Сначала бомбы имели вес от 5 до 50 килограммов, зажигательного типа, а также фугасные и осколочные. С повышением полезной нагрузки «цеппелинов», увеличивался и калибр бомб – обычными стали фугасные снаряды от 100 до 300 килограммов. Такие бомбы крепились на специальных держателях, их сброс осуществлялся при помощи электрической системы. Индикаторы на пульте у капитана показывали наличие бомб. При помощи нажатия кнопок можно было сбрасывать отдельные типы снарядов или в экстренном порядке сбросить весь груз разом. При этом специальная автоматика балансировала вес, регулируя ровный полет дирижабля.

ed48505bb403af33b6b0cacc2ac7e8c0.jpg попадание в дирижабль во время отражения ночного налёта

37bb29bc7a37692956032c7051b93363.jpg подразделение противовоздушной обороны французской армии, со специальным прожектором
В конце войны германские воздухоплаватели совершали массовые бомбардировки городов противника, при помощи зажигательных бомб, наполненных бензолом. Температура его пламени достигала 3000 градусов по Цельсию, и потушить его было очень сложно.

d3e3c3af0225779ecc0fafa6f8167146.jpgбританская передвижная артиллерийская зенитная установка

487c4dac7a0c0f587bf1e5d9d6262dcb.jpg французская артиллерийская зенитная система на базе бронеавтомобиля
И против «цеппелинов» есть приём…

Для борьбы с авиацией противника в начале войны на дирижаблях ставили пулемёты ружейного калибра, от трёх до пяти штук в мотогондолах.

Как показала практика первых воздушных боёв с участием дирижаблей и аэропланов, вооружение последних было совершенно неэффективным. Попадание обычных пуль в оболочку дирижабля было для него безопасно – давление газа в баллонетах закрывало пробоины.

8a8df4a30b448a1648f9e1eabf252173.jpgбританский военно-морской дирижабль жёсткой конструкции

2847fd5d4a3de0326564c003dba706eb.jpgэкипаж французского аэростата наблюдения готовится к подъему

Тогда летчики стали использовать гранаты, бомбы, специальные металлические стрелы и усовершенствованный их вариант – «стрелы Ранкина», снабженные зарядом взрывчатого вещества. Уже в 1915 году удачные атаки самолетов сверху привели к уничтожению нескольких дирижаблей.

f606c4709de5222c24610bef645a9e38.jpg вид из задней гондолы «цеппелина» во время воздушного боя
Выпуск авиационных ракет Ле-Приера, а затем специальных зажигательных и взрывчатых пуль для авиапулемётов еще более повысил для самолетов шансы на победу над дирижаблями.

1be8d8be8a827e651f706b4cd8b2fc27.jpgбританский аэростат наблюдения вводят в ангар, Салоники

921a4c8a76e8ea7ab916ad25c3c89d9b.jpgбританские дирижабли мягкой конструкции, С2 (приземлился) и С9 (в полете)

В свою очередь дирижабли обзавелись пулемётными платформами на самом верху оболочки, которые давали возможность вести круговой обстрел сверху. При этом оставались пулеметы и в мотогондолах. «Супер-цеппелины» имели не менее десятка пулеметов, при этом и экипаж был вооружен дополнительно автоматическими карабинами для ведения оборонительного огня. С учётом воздушной обстановки, пулемёты можно было перемещать по специальным техническим коридорам из мотогондол на верхние платформы и наоборот. Дополнительным козырем в воздушном бою у дирижабля оставался набор высоты. «Цеппелины» могли подниматься до 6 тыс метров и выше. При этом экипаж страдал от холода и недостатка кислорода, зато самолетам такая высота была недоступна.

82194a7925e68ac06f2d29c49d16cde2.jpgитальянский дирижабль

Всего было построено 113 «цеппелинов», из них во время войны – 88. Во время военных действий были сбиты 46 «цеппелинов», еще 38 погибли по другим причинам.

Авиационная техника быстро совершенствовалась. Яркий пример – сам граф Фердинанд фон Цеппелин, который в самом конце своей жизни считал, что будущее за авиацией, и даже начал работы по строительству тяжелых многомоторных бомбардировщиков. Как показали дальнейшие события, граф оказался прав.

1fdd7e1f1ba95c13f6bb2686683a2147.jpgДирижабль «Альбатрос-II», один из нескольких, построенных в России до 1917 года. Во время первой мировой войны сделал семь боевых вылетов, но ни одно из заданий по бомбометанию выполнить не удалось.

Оружие легче воздуха ч.4